Photographer Алексей Волков (Alexey Volkov) - Journal
We made several changes on the server. If you have any errors - awards@35awards.com
49
followers
195
photo
195.7K
view photo
Portrait of a photographer (avatar) Алексей Волков (Alexey Volkov)

Алексей Волков

— Resident 35PHOTO site
Журнал \

Прошедший мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни Элиннгера

На мастер-классе известнейших природных фотографов

Как и в прошлые годы, организаторы конкурса «Золотая черепаха» пригласили признанных иностранных мастеров природной фотографии, которые совместно с нашими коллегами в составе жюри конкурса выбирали финалистов, победителей номинаций и фотографа года «Золотой черепахи 5». Традиционно на следующий день после заседания, иностранные коллеги проводят мастер-класс, посвященный природной тематике. Этот год не стал исключением, даже наоборот, стал особенным. Во-первых, юбилей – 5 лет конкурсу «Золотая черепаха»; во-вторых, в качестве членов жюри нас посетили известнейшие фотографы дикой природы Джим Бранденбург и Дэнни Эллингер. Я пропустил позапрошлые мастер-классы Мартина Эйзенхауэра, Клауса Нигге и Винсента Мунье, но зато удалось побывать на прошлогоднем выступлении Лори Кэмпбелла (о котором писал тут) и поэтому ждал с нетерпением выступления этого уникального тандема с первых дней, как на сайте союза фотографов-анималистов появилась соответствующая информация. А заодно хотелось сравнить нынешнее выступление с прошлогодним.

И вот в субботу состоялся традиционный «День природной фотографии». Выступления фотографов-анималистов на этот раз проводились в гостиничном комплексе «Вега» на измайловском шоссе, в просторном зале «Фантазия». Большой экран, поддержка микрофонов, регулируемое освещение и удобные стулья делали просмотр мастер-класса «технически удобным» по сравнению с прошлым годом, когда выступал Лори Кэмпбелл. Но обо всём по порядку.

Денни Эллингер

Первым выступил Денни Эллингер. Много лет Денни посвятил природной фотографии, также работал в кино, создавая фильмы на природную тематику. При этом он является директором фотобанка природной фотографии «FOTONATURA». Тема выступления Дэнни Эллингера свелась к одному важному вопросу – как молодому фотографу-натуралисту удержаться на плаву и не потонуть в океане массовой природной фотографии? Но в самом начале выступления он сказал: «This is my story». (Это моя история). Т.е. он поведал персональную точку зрения на современную природную фотографию, которой, как я уже упомянул, занимается много лет.

Несмотря на то, что Денни снимает и пейзажи, и подводный мир, и животных, и даже цветы, его основная тема – птицы в естественной среде обитания. По ходу рассказа Денни приводил параллели, с состоявшегося днём ранее, заседанием жюри конкурса «Золотая черепаха», сетуя, что многие фотографы снимают очень «плотно», не дают птице ни сантиметра свободного пространства. По его словам миссия фотографа-анималиста – показывать животных (не важно каких) в среде их обитания. Мастер даже крикнул в зал: «Дайте животному больше свободного пространства!»

Эллингер говорил о назначении и смысле фотографии как таковой, а также о коммерческой составляющей любого фотографического проекта. Поэтому его собственных историй и фотографий было мало. Лично я увидел в нём не сколько фотографа, но больше бизнесмена, прекрасно понимающего и уверенно работающего на иностранном рынке природной фотографии. И я не был разочарован, т.к. данное «виденье» темы очень важно, особенно в нашей стране, где рынок природной фотографии ещё пока только пытается сформировываться. Слушать его было очень интересно и познавательно. Чем-то доклад Денни Эллингера перекликался с докладом Вадима Штрика на прошлогоднем фестивале природной фотографии. Тогда Вадим поведал нам об отечественном фотобанке «Geophoto». Доклад Денни, помимо коммерческой составляющей, охватывал более обширные темы.

Он привёл «формулы», которые должен знать каждый начинающий фотограф, если намеревается стать успешным в своей области.

Write with light! Не правда ли это самое часто забываемое правило большинства фотографов на различных фотосайтах? Практически каждый день встречаю обиженные комментарии авторов, о незаслуженных отрицательных оценках. При этом автор не видит (читай – не понимает), что в его фотографии отсутствует самое главное – свет.

За светом идёт выбор объекта съёмки; после постановка непосредственной цели фотографирования. Тут объясню чуть подробнее, т.к. это очень важный пункт, без которого понимание общей концепции мыслей иностранных фотографов будет неполным или даже неправильным. Фотографы такого калибра, как Дэнни Элингер, Джим Бранденбург и другие мыслят сразу фото-историями, т.к. это законченный продукт, который можно (и нужно) продать. Причём иногда история делается не один год, иногда лежит «в ящике», так сказать, вылёживается. А самый распространённый путь, когда начинающий фотограф идёт «в поле» и снимает всё, что шевелится, в среде профессионалов считается тупиковым, т.к. имеет низкую себестоимость и практически не востребовано на современном рынке природной фотографии (иностранном конечно). Поэтому, когда вы слышите от фотографа-профи, что он сфотографировал волка или куницу, знайте – у него имеется целая подборка фотографий на данную тему, которая раскрывает объект с различных сторон и при этом снята максимально разнообразно, начиная от пейзажей и заканчивая макрофотографиями рельефа кожи.

Далее фотограф поведал интереснейшие факты из истории природной фотографии. Люди начали снимать природу ещё с позапрошлого века. Делали это громадными камерами-ящиками (обскурами), однако при этом получали прекрасные результаты. Например, первая птица в полёте (резкая) была снята в 1929 году, а сидящая на гнезде птица (чибис) с размытым на заднем фоне ландшафтом, да ещё снятая при помощи remote control, в 1917 г. В их распоряжении не было ни экспозамера, ни следящего автофокуса, а была одна большая куча ограничений, но работая на грани возможного, фотографы того времени добивались фантастических результатов как, например, русский фотограф Прокудин-Горский, который снимал Россию в позапрошлом веке, причём в цвете! Для этого использовалась «с-трое-нная» камера с тремя разными цветовыми фильтрами. А потом изображения сводились вместе. Т.е. Денни подчеркнул, что, обладая совершенной современной техникой, люди в бОльшей своей массе делают всё те же изображения, что и 100 лет назад. Ничего не поменялось. Только возросло удобство пользования ящиком со стёклами. Денни подчеркнул, чтобы отличаться от других фотографов, нужно иметь своё «виденье», а также уважение по отношению не только к самому объекту съёмок, но и к природе в целом.

Потом он немного рассказал о проекте по съёмке веретенников, популяция которых в Нидерландах стабильно сокращается из-за сельского хозяйства. «Птицам просто становится негде жить,» – посетовал мастер – «Скоро веретенник и вместе с ним травник останутся только в России». Далее вниманию зрителей были представлены некоторые интересные ролики из жизни этих интереснейших птиц. Для меня стало неожиданностью, что Эллингер удручённо произнёс о слабой силе фотографии, что она не сможет изменить мир. «Мы можем создавать прекрасные изображения, и, находясь «в поле», стараться запечатлеть виды животных, которые уже завтра могут исчезнуть навсегда» - сказал мастер, а мне хочется возразить ему. Всё-таки фотография может посеять в голове у людей идею, которая будет расти, развиваться и ради неё, собственно, мы, и снимаем, устраиваем выставки. По крайней мере, мне хочется вот так наивно в это верить!

Далее фотограф рассказал о природном фото-проекте "Дикие чудеса Европы", имевшем место в 1996 году. Он не стал вдаваться в детали проекта (или я их не разобрал через переводчика?). Изначально проект планировался с природоохранных позиций, однако после отработки фотографами тем, организаторы удачно подвели под него денежную базу и получили замечательный готовый продукт, оставив в общем-то фотографов не удел. Рассказав об этом проекте, Денни хотел предостеречь фотографов, чтобы с осторожностью принимали участие в различных проектах природоохранного и благотворительного свойства. Иногда лучше потерять немного времени и прочитать контракт до конца, в том числе и написанное мелким шрифтом. Ещё на будущее он посоветовал формировать команду из людей, работающих в различных жанрах, например пейзажник, анималист, макрофотограф и т.д, чтобы каждый участник учился друг у друга, получал уникальный опыт и передавал взамен свой

Следующим стал рассказ об острове Альдабра, на который Денни приезжал 3 раза, где тестировал новую технику фирмы Никон, снимал флору и фауну тропиков. Кстати, фотограф отметил, что когда начал фотографировать, то уделил довольно продолжительное время изучению классического художественного искусства. Там он почерпнул информацию о композиции, постановке света – это впоследствии очень сильно помогло ему «в поле».

Напоследок Денни Элингер поведал о фотографах, которые впечатлили Дэнни, дали ему точку отсчёта своего творчества. Один из них, японец Тейдзи Сага (Teiji Saga), который за 50 лет своей творческой деятельности занимался только одной темой – лебедями, при этом достиг в ней непревзойдённого совершенства. В общем, для съёмки успешного фото-проекта, необходимо учиться работать светом и максимально погружаться в тему.

Джим Брандербург

Вот Денни Элингер представил Джима Брандербурга, назвав его единственным фотографом, имеющим свой подчерк. Лично на меня Брандербург произвёл впечатление крайне энергичного (даже гипер-энергичного), живого человека, который может говорить о природе сутками напролёт и при этом старается улизнуть с различных «тусовок» при первой появившейся возможности, что он неоднократно демонстрировал по ходу проведения мастер-классов.

Выступление Джима кардинально разнилось с выступлением его коллеги. Рассказы Джима были полны описания, в них отсутствовала свойственная Денни конкретика, В самом начале выступления Джим очень уверенно сказал: «Все природные фотографы – хорошие люди!», а потом представил залу своих соседей. Зал наполнил душераздирающий вой множества волков, а на экране в режиме слайдшоу менялись фотографии. При созерцании его работ, протяжный вой усиливал эффект представленных работ, что произвело на меня неизгладимое впечателение. А Джим, словно ожидая такого от зрителей, ещё и добавил, что на его взгляд не существует звука в природе, который бы одновременно вызывали такую оторопь и восхищение, как вой волка. После эффектной презентации Джим повёл рассказ о своих главных объектах в своих фоторассказах – волках.

Карьера фотографа-анималиста для Джима началась в Миннесотском университете в местной студии искусств. Дальше 15-ти летнее сотрудничество с газетой в качестве фотожурналиста, а также параллельное сотрудничество с журналом «Нешнл Джиографик», который впервые опубликовал снимок Брандербурга на своей обложке в 1980 г. С тех пор Джим Брандербург стал значимой фигурой среди фотографов-анималистов. «Нешнл Джиографик» напечатал на своих страницах более 18 его фотоисторий, и это не упоминая ещё бесчисленных книг и участия во множестве телепередач.

Джим поведал, что родился в городе, в котором не было деревьев. С детства он мечтал переехать в какой-нибудь лесистый уголок планеты. В результате он купил землю недалеко от города «Или», который в свою очередь находится практически в центре заповедника «Баундари Уотерс Каноэ Эйрие Уайдернесс». Заповедник занимает более 3 млн. акров земли, которые оберегаются законодательством США. На своих 1500 акрах Джим построил себе дом, а на расстоянии километра развернул небольшой лагерь для наблюдения за дикими животными. На его территории проживает стая волков из 19 особей. Вот за ними Джим и начал наблюдать, изучая в начале следы на снегу. Он показывал интересные рабочие кадры со съёмок и среди них возникали уже готовые фото-работы. И опять же повторюсь, фотоработы в конечном варианте будут обязательно связаны в фото-историю, т.к. одиночные кадры не интересуют печатные издания.

Брандербург постоянно подчёркивал сходство природы его края с российской природой – те же берёзы, ели, сосны, буреломы. На протяжении 30 лет он снимает волков, делает о них фото-истории, выпускает альбомы. В результате это оказывало на него большое давление и поэтому в один момент Джим, сказав о своём выходе из «Нешнл Джиографик», удаляется в свой домик. Там ему приходит интересная мысль – на протяжении 90 дней он будет делать одну фотографию в день, начиная от осеннего равноденствия и заканчивая зимним солнцестоянием. Т.е. он ровно один раз будет нажимать на кнопку опускания затвора. Такой режим работы, как отметил Джим, давал ему психологическую разгрузку, позволял расслабиться. Так родилась целая серия работ, которые в начале были положены в стол, а потом напечатаны в полном объёме в Нэшнл Джиографик под названием North Woods Journal (Дневник северных лесов). После такого успешного проекта был реализован ещё один схожий проект – «Летние дни» (Summers Days), в котором условия съёмок были те же: один день – один щелчок затвором. Так получилось 90 летних фотографий северных лесов и очередная публикация в журнале.

Следующий проект проходил в условиях Арктики. Журнал «Нешнл Джиографик» дал задание на фотоисторию об Арктике. Была снаряжена экспедиция, набраны люди. Там Джим Брандербург повстречал ещё одного своего кумира – полярного волка, которого снимал 3 года. Полученный материал превратился в прекрасную статью в НГ с его же фотографией на обложке, а также в фотоальбом «Полярный волк».

Вдруг Джим говорит, что если вы меня представляете эдаким тихим молчуном, который сидит с камерой в «засидке» и тихо давит на кнопочку, то вы глубоко ошибаетесь! И стал рассказывать о том, как в 14 лет, спрятавшись за камнем, сделал снимок лисицы, который послужил началом пути «Джима-фотографа». Далее 15 лет работал в газете, при этом показывая свои документальные снимки тех лет. Даже когда его послали как военного корреспондента в Намибию, то он всё равно улучал моменты и снимал местную флору и фауну. Так родился известный его кадр с антилопой на дюнах.

Следующая история была посвящена проекту по съёмке фотографий и фильмов родных мест. В основном это степи (саванны?). Ландшафт плоский с редкими деревьями. Японцы предоставили видеоаппаратуру, и всю экспедицию Джим переживал за сохранность техники стоимостью в несколько миллионов долларов. Для отпугивания случайных посетителей он раскрасил свою машину в цвета армии США, а также нарисовал на ней номер, в стиле военных машин. На кофрах с оборудованием поставил значки «осторожно радиация». А на вопрос, который ему задавали на заправках, - «а чем вы занимаетесь?» Он сурово отвечал: «Я не уполномочен об этом распространятся». Проект закончился успешно. В родном городе даже был возведён музей, где были собраны все фотографии проекта.

Напоследок он продемонстрировал московские стрит-фотографии, которые на днях путешествуя по Москве. На этом официальная часть выступлений закончилась.

Наступила череда вопросов из зала. В этом году люди не стали спрашивать о самом длинном объективе в арсенале фотографов. Однако животрепещущие темы были. Одна из них – намеренная подкормка животных с целью их дальнейшего фотографирования. Завязалась довольно продолжительная дискуссия, которую не буду повторять, но в результате Джим и Денни уклончиво ответили на данный вопрос. Они привели различные примеры из своей фото-практики и сошлись в одном, что всё зависит от конкретных случаев. Например, единожды подкормленное животное никак не пострадает, а систематическая подкормка может нанести урон и даже в этом случае всё зависит от множества внешних и внутренних факторов. Потом были вопросы о коммерческой стороне фотографии и фотобанках. За это отдувался Эллингер. Люди ещё спрашивали мастеров, но по некоторым, указанным ниже, причинам вопросы прошли мимо меня.

Позже началась ещё одна интересная часть – просмотр работ. В начале Денни просматривал работы из зала на своём ноутбуке, Но потом кто-то предложил вывести всё на большой экран и просмотр работ вышел на новый уровень, При этом к Денни присоединился Брандербург. Раздав критику всем нуждающимися, Джим и Денни озвучили одну очень интересную мысль:

«Участвуя в отборе победителей и финалистов конкурса, мы отметили, что количество видов животных и мест съёмок довольно ограничено. И советуем многим не зацикливаться на одной лишь съёмке медведей на Камчатке или львов в Танзании, а снимать больше свой родной край, в котором водится множество видов животных и растений. Причём, снимая родной край, фотографы-анималисты больше способствуют развитию отечественной природной фотографии.»

Было бы не объективно с моей стороны не упомянуть о проблемах, возникших на мастер-классе. Самой главной из них была и остаётся проблема перевода. Это самое настоящее бутылочное горлышко всего выступления. Оно не даёт полностью понять представленный мастерами материал. Причём тут напрашивается сравнение с прошлым годом, когда выступал Лори Кэмпбелл. Он (шотландец) говорил медленно, чётко выговаривал слова и после каждого предложения делал паузу, давая переводчику время на перевод. В этот раз переводчику редко давали вставить свой перевод, а девушка –переводчик сама не решалась прервать рассказ фотогарфов, ожидая когда ей выделят очередную паузу. Денни и Джим говорили довольно много и быстро, в результате чего девушка не в силах запомнить большой массив информации, выдавала лишь самую ей показавшуюся суть, опуская очень важные для зала детали, а иногда делая просто грубые ошибки. Её сразу же поправляли люди из зала, но мне показалось, что это неправильно, ведь человек старается делать свою работу и постоянно мешать ему – это, «имхо», не корректно. Лучше бы ей дали больше времени, я уверен, она бы перевела всё как надо. Как и на других мастер-классах я старался слушать сразу и оригинальный английский текст и одновременно текст переводчика – так у меня в голове складывалась полная картина происходящего.

Ещё один отрицательный фактор – это, как ни странно, люди, понимающие и говорящие на английском языке. С одной стороны, здорово общаться с известным фотографом напрямую без переводчика, показывая свою степень интеллектуального развития, с другой стороны получается очень нелицеприятная картина. Человек из зала задаёт вопрос на английском языке, давая понять, например, Денни, что может общаться напрямую и в результате весь диалог превращается в некоторый «междусобойчик», в который людям не знакомым с английским языком втиснуться просто невозможно. Переводчику, конечно, не дают и рта открыть, да, и она понимает, что перевод этим двум людям не требуется. Однако и общающиеся на чистом английском люди, и переводчик видимо не догадываются о том, что в зале сидят ещё несколько десятков человек и им тоже интересны обсуждаемые темы. Фотографы-натуралисты говорили очень быстро, а Джим при этом говорил на «американском английском», поэтому понять их порой с моим знанием языка было очень сложно. Думаю, это было самым слабым местом выступления иностранных фотографов-натуралистов, которые было далеко не бесплатным.

В итоге, хочется добавить, что по сравнению с прошлым годом, в зале отсутствовала та домашняя, тёплая атмосфера, которая ощущалась на мастер-классе шотландского фотографа. Всё напоминало корпоративную конференцию, которая максимально обезличена и преисполнена деловым стилем. Джим постоянно куда-то исчезал, Денни же отдувался за него в полной мере, а потом отстраненно копался в телефоне. Понятно, что знаменитые фотографы не должны каждому хлопать по плечу, но почему-то сидя в зале, слушая доклады или ожидая пока найдут Джима для съёмки групповой фотографии, всё время недоставало домашнего тепла… Возможно мотивы, поведение, идеи европейских фотографов, таких как Кэмпбелл, мне ближе? Не знаю, время покажет.

Друзья мои! Если есть среди вас или ваших знакомых искусные переводчики, которые бы желали участвовать непосредственно на таких мероприятиях, отзовитесь!

Выражаю сердечную благодарность организаторам этой интереснейшей встречи, а также гостиничному комплексу Вега за предоставленный зал и оборудование.



Теги: мастер-класс, выступление, фотография, Союз фотографов натуралистов, фотоанималистика, фотограф-натуралист, Джима Брандербург, Дэнни Элиннгер

А мы едем в Липецк!

Союз Фотографов Натуралистов (Липецкое отделение), в рамках Международного года биоразнообразия проводимого ООН представляет совместную выставку международного объединения фотографов "Макроклуб" и фотографий природы липецких фотографов под названием "Тайны Закулистья".

Выставка будет открыта для всех желающих с 19 по 31 октября 2010г. в "Областном выставочном зале" по адресу: г. Липецк, ул Ленина, д 9.
Режим работы выставочного зала - с 11-00 до 19-00.


Целью выставки "Тайны Закулистья" является фотографическое отражение жизни, красоты, гармонии и хрупкости окружающего нас мира маленьких существ - пауков, ос, бабочек, жуков, муравьёв и других представителей микроцарства, которое всегда существовало вокруг нас. Посредством выставки разрушить стереотипы об отвратительности и ненужности насекомых, членистоногих и др., обратить внимание общественности на хрупкость микромира, вызвать положительные эмоции у посетителей, создать позитивное настроение и сформировать правильное представление о мире маленьких существ.

В выставке (около 60-ти работ) приняли участие 32 фотографа из различных регионов России, а также из разных стран мира, таких как Украина, Литва, Мексика, Израиль.
Многие авторы, например Михаил Ругаль, Игорь Поттосин, Валерий Николаев, Владимир Нейморовец, Надежда Муравьёва, Андриан Колотилин, являются известными фотографами-натуралистами, победителями многих конкурсов, а также лауреатами и победителями Всероссийского конкурса природной фотографии на звание лучшего фотографа-анималиста года Золотая Черепаха.
Также будут представлены около 60 работ Липецких фотографов Андрея Костенко, Сергея Белых, Юрия Сорокина и Алексея Барабанова. Андрей и Сергей являются неоднократными финалистами конкурса "Золотая черепаха". Юрий Сорокин стал финалистом в этом году. Большинство работ сделано на территории Липецкой области, а также Чукотки, Болгарии и других мест.
Выставка представляет интерес для широкого круга зрителей, как взрослых, так и детей, потому что немногие взрослые видели нечто подобное, а большинству детей всегда нравится что-то интересное и необычное. Многие фотографии в экспозиции выставляются впервые.
Наряду с выставкой, совместно с Союзом фотографов-натуралистов, планируется провести серию мастер-классов и рассказов о природе.

Выступления пройдут в воскресенье 24 октября 2010г. в Областном выставочном зале. Начало в 11.00.
Расписание и темы докладов*:

11.00-11.40 Гена Фёдоровский "Genfed и поганочки ". Художественная макросъёмка грибов и растений в национальном парке "Лосиный остров".
11.50-12.30 Алексей Волков "В погоне за призраками. Художественная съёмка палочников в студийных условиях"
12.30-13.00 - Перерыв
13.00-13.40 Михаил Ругаль "Флора и фауна Коста-рики".
13.50-14.30 Валерий Николаев "Съёмка насекомых в полёте с использованием самодельной лазерной ловушки"


* расписание, а также порядок докладчиков может немного изменится в процессе выступления.
Теги: выставка, выступление, фотография, Союз фотографов натуралистов, фотоанималистика, Липецк, фотограф-натуралист, поездка, макроклуб

Выставка Макрофотомир-2010 в рамках 5 фестиваля науки в г. Москве.

Немного о посетителях выставки:
http://amazon-san.livejournal.com/50750.html
(много картинок с выставки, очень много)
Теги: фотография, посетители, выставка, фестиваль науки

Природные фотографы на Фотофоруме

В рамках прошедшего фотофорума на стенде компании Canon прошла серия выступлений посвящённых съёмке дикой природы. Мне, к сожалению, удалось попасть только на последнее выступление Андрея Нарчука (http://torchuck.35photo.ru/), где он в общих чертах поведал о специфике подводной съёмки, выборе подводного снаряжения, а также о видах и технике подводной съёмки. Слушать было интересно, но гул выставки порой заглушал голос ведущего. Интересный рассказ и красивые фотографии привлекали праздно шатающийся туда-сюда народ.
В целом Андрей выступил хорошо, сказалась хорошая предварительная подготовка.









Фотографии с выступления Андриана Колотилина (http://andrian.35photo.ru/)
Фотограф Валерий Курочкин (http://aabb.35photo.ru/)





Обращаюсь к участникам 35Photo!
Если у вас есть фотографии с природных мастер-классов у стенда компании Canon, будьте так добры и выложите их в эту тему. Спасибо.
Теги: фотографы, фотофорум

Новость Приглашаю в экстремальную фотоэкспедицию

Известный фотограф-анималист Андриан Колотилин приглашает принять участие в экстремальной фотоэкспедиции в Полистовский заповедник.

Цитирую:

Наверное, многие знают, что я уже год работаю над фотопроектом о самом большом европейском верховом болоте - Полистово Ловатском болотным комплексе. Таких диких и нетронутых мест осталось совсем немного в Европе. Возникло желание показать Полистовский заповедник другим людям, увлеченным дикой природой. Администрация заповедника помогла организовать пятидневную Фотоэкспедицию «Полистовская весна». 14-18 мая 2010 и выделила технику и людей, которые будут помогать наблюдателям и фотографам.
Мы долго готовились к этому проекту, разрабатывали интересный и насыщеный маршрут и теперь приглашаем энтузиастов, фотографов, бердвотчеров, тревел-фотографов посетить затерянный мир болот, озер и заброшенных деревень.
К сожалению, места эти труднодоступные и катер и вездеход может взять на борт только 4 человека, не считая водителя и проводника. Проводником буду я. Поэтому количество членов экспедиции ограничено.
Подробно о возможности принять участие, о маршруте на каждый день, о стоимости можно прочитать на сайте заповедника:
http://www.polistovsky.ru/tiny_mce/plugins/uploaded/Polozhenie.doc
О том, что мы можем увидеть, я рассказывал на программе 2-х дневных мастер-классов в рамках конкурса "Золотая Черепаха".
Также подробную информацию и некоторые фотографии заповедника можно посмотреть на сайте http://www.polistovsky.ru/photo/ в разделе Фотографии Андриана Колотилина.

Мы ждем заявок либо в личку, либо по адресу отдела экопросвещения заповедника ecopros@polistovsky.ru. Надеюсь, что желающие найдуться и погода поможет нам увидеть и снять уникальный мир болот. Кстати, от Питера туда ближе, чем от Москвы.

Контакты:
Захарова Надежда – ecopros@polistovsky.ru. 8 (81141) 95 333
Колотилин Андриан – fotoarts@yandex.ru 8 (916) 612 24 56
Теги: полистовский заповедник, фотоэкспедиция

Поздравляем с Днём рождения Сергея Шанина

Поздравляем обладателя удивительной семейки, состоящей из матери, 1-ого мальчика и 8-и девочек, а также фотографа с уникальным стилем съёмки Сергея Шанина с Днём рождения. Счастья тебе, здоровья, а также творческих успехов на твоём нелёгком пути с циркулярным объективом :)

ЗЫ. Валерий Курочкин (он ещё не зарегистрировался у нас на сайте) тоже тебя искренни поздравляет и желает тебе всего, всего, всего ...!
Теги: день рождения, Сергей Шанин

Персональная выставка В. Е. Гиппенрейтера

На выставке...

(Персональная выставка В. Е. Гиппенрейтера)

Сегодня удалось посетить персональную выставку В. Е. Гиппенрейтера. Спасибо Надежде Муравьёвой, а то бы так и остался тёмным невеждой. Выставка будет висеть до 12 января (а может и дольше) в Фотоцентре (Гоголевский бульвар, д. 8). Экспозиция навеяла противоречивые мысли и в этом известнейший отечественный Мастер совершенно не виноват, скорее наоборот, правильно подвёл к тем размышлением, которые рано или поздно созревают у каждого начинающего фотографа.

В. Е. Гиппенрейтер – великий фотограф, который известен не только в России, но и в Европе, США и т.д. Человек, объехавший всю нашу страну. Снявший извержения камчатских вулканов, долину гейзеров в её первозданном виде. Автор многочисленных альбомов, в том числе известнейшего фотоальбома «Русский лес». Уникальный человек, посвятивший свою жизнь защите природы. Про Автора можно много рассказывать, но больше всего расскажут его работы.

К своему глубочайшему невежеству совершенно не знаком с творчеством фотографов «той» великой эпохи – эпохи плёночной фотографии. Времени, когда счётчик кадров был маленький, автофокус – пределом мечтаний, а результат и вместе с тем великая удача/великое разочарование приходили только после проявки плёнки. Оглядываясь на те годы, думаешь, как тяжело приходилось фотографам, когда сюжет, словно песок сквозь пальцы, ускользает, а ещё выстави диафрагму, наведи на резкость и про экспозицию не забудь! Но ведь снимали. Снимали и жаловались только на то, что плёнки маловато было в тот момент. Но годы идут, фототехника вступила в эпоху массовой популяризации. Практически у каждого есть фотоаппарат – у кого-то в телефоне камера, у кого-то цифро-компакт, а кто и зеркальной техникой снимает. Технологии мчаться со скоростью зайца, за которым гналась Алиса в Стране Чудес. «Умный» автофокус, более 40-а точек фокусировки, лайв-вью на 920 тысяч точек и карточки, вмещающие в себя свыше 2000 снимков в RAW-формате. Рассказать это тамошним фотографам, точно не поверили бы. Но по сути-то, ничего не изменилось с тех пор, как был изобретён первый фотоаппарат – всё тот же свет льётся через маленькую дырочку. Также и в художественном плане – линии, ритм, объём, пятна яркости (цветовые пятна).

Думая всё это, смотришь на фотографию 70-ых годов. Словно через дыру в пространстве и времени, видишь то, чего никогда не будет, то, что множество из снятого сейчас, уже было сфотографировано тогда на плёнку «деревянным ящиком». Сделано мастерски, и спустя даже 40 лет завораживает так же, как завораживало зрителей на самой первой выставке.

Что-нибудь изменилось? А как насчёт главного принципа получения «отличной фотографии»? Опять же ничего не поменялось. Не важно деревянный ящик у тебя в руках или самая последняя модель зеркального цифрового аппарата, но без идеи, без кропотливой работы не получится «отличного кадра».

Мой взгляд скользит по фотографии. Церковь в Кижах. Позёмка. В ушах свистит ветер, руки коченеют от холода. Поскорее бы в церковь, отогреться, там тепло, там примут. Верю, так и должно быть!

Не поменялось! Всё, как раньше. Новая техника даёт преимущества. Но основы неизменны. Также надо мёрзнуть от холода, карабкаться практически по отвесным стенам, изнурительно выжидать подходящих условий ради того единственного кадра, который может и не получиться.

Измученные лица. Скорбь. Надежда. Преклонение. Иконы. Дань Автора к адскому труду людей, которые старались вершить добро, посредством иконописи. Для меня – самая сложная часть выставки. К сожалению, могу только оценить вложенный в ту или иную икону труд. То, что видят верующие на иконах для меня, увы, скрыто.

Но нужно идти дальше.

Тёмные осенние тучи закрывают собой солнце. Всё погружается во тьму. Берёзы, которые уже сменили свои летние платья на яркие осенние, танцуют в последних тёплых лучах их любимого светила.

Природа. Мысли бегут как тучи, подгоняемые ураганом. Вот, что меняется! Природа не стоит на месте. Всё время разная, танцующая девушка в ярком национальном платье. Ворох цветных пятен и вдруг, молния – улыбка и опять исчезла в вихре танца. И опять, опять, опять… Фотографируешь её до изнеможения, пальцы немеют, перестают слушаться. Хлопок зеркала – колокол, и чтобы не делал, каждый раз – она другая. Нельзя улучшить результат – это не спорт, можно снять что-то другое. Красивее? Может быть, но другое.

Яркая вспышка. Кипящая лава. Извержение вулкана во всей красе. Маленькие «людишки» на фоне громадного взрыва. Грязевые булькающие лужи, создающие космический рисунок. Необузданная сила природы. Древняя, как сама Земля, вводящая в оцепенение, заставляющая бежать сломя голову прочь. Но если на минутку остановиться, пропустить страх сквозь себя, то он пройдёт, и тогда вся красота первозданной природы-дикарки твоя. И вот в любой грязевой луже кажется космос – пылевые облака, яркие звёздные скопления, завитушки галактик.

Долина гейзеров – уникальное место на Земле, ныне живёт только на фотографиях, в том числе на работах Вадима Гиппенрейтера. Они занимают в его коллекции особое место. Долина изменилась, навсегда скрылась от нас под многотонным слоем камней. Природа меняется, фотография остаётся.






А потом был ещё второй этаж экспозиции. Природа, люди, старые семейные снимки. Какие-то нравились, какие-то вызывали сомнения, некоторые не нравились, но пусть вижу я по-другому, чувствую не так и мыслю иначе. Сегодня я прикоснулся к прекрасному, и чтобы вы не думали, мне было хорошо.

Теги: выставка, Гиппенрейтер, отечественный мастер

Мастер-класс Лори Кэмпбелла

Встреча с Мастером.

(в рамках программы "Дни природной фотографии")

19-ого декабря поднялся очень рано. За окном занималась заря, столбик уличного термометра показывал -15°С. Начинался обычный субботний день, в который, хочется насладиться сном и не вылезать из кровати до обеда. Но в этот день было не до сна. Нужно было собираться на долгожданное мероприятие, к которому тщательно готовился весь последний месяц. В этот морозный день должна была пройти встреча (в рамках программы "Дни природной фотографии") с замечательным шотландским фотографом-натуралистом Лори Кэмпбеллом. Собрался, проверил фото-оборудование и, захватив с собой папку с портфолио в надежде показать его Мастеру, вышел из дома, сильно нервничая и предвкушая желанную встречу.

О встрече с Лори Кэмпбеллом узнал на сайте известнейшего российского конкурса природной фотографии "Золотая Черепаха". Надо сказать, что довольно часто захожу на сайт конкурса, поэтому известие о скором мастер-классе зарубежного фотографа-анималиста меня очень обрадовало. Фактически, ждал его с нетерпением, т.к. в прошлом году пропустил мастер-классы Клауса Нигге, Мартина Эйзенхауэра, Винсента Мунье и до сих пор жалею об этом. Сразу же принял решение, во что бы то ни стало посетить это мероприятие по нескольким причинам:

  • послушать Мастера для формирования мнения о европейской природной фотографии, сравнить его творчество с творчеством отечественных фотографов-анималистов, сделать для себя важные выводы;
  • попытаться проникнуться увлекательными рассказами о реализованных автором проектов в дикой природе. Услышать какие-нибудь "профессиональные. секреты" в методике съёмки, в методике работы с дикими видами животных, а также пережить яркие моменты в его фото-биографии;
  • постараться показать Лори Кэмпбеллу портфолио, получить оценку своих возможностей, послушать дельные комментарии о своих работах.

Имея в запасе месяц с небольшим времени, скорпулёзно готовил портфолио. Тщательно подбирал работы, советовался с друзьями "по цеху", ведь на свои работы под час смотришь совершенно иначе. Но, в конце концов, выбор был сделан, работы были соответственно оформлены и напечатаны. Портфолио было готово и ждало своего часа. Сильно нервничал по поводу своих работ, прокручивал в голове варианты просьб, которые по-английски (!) надо было высказать Лори Кэмпбеллу, и который, в свою очередь, имел полное право отказаться от просмотра каких-либо фотографий. Думал, когда лучше подойти: до или после мастер-класса, но проведение само расставило всё по местам и событие прошедшее 19-ого декабря 2009 года в рамках программы "Дни природной фотографии" останется в моей памяти надолго.

Встреча с Мэтром должна была пройти в Государственном Дарвинском музее, там же где проходили прошлогодние мастер-классы зарубежных и отечественных фотографов-анималистов. И как в прошлый год, когда мне всё-таки удалось попасть на серию мастер-классов отечественных фотографов, победителей конкурса "Золотая Черепаха" 2008, думал, что мастер-класс пройдёт в большом зале. Однако в этом году всё было по-другому. Под мероприятие Лори Кэмпбелла выделили небольшую аудиторию, оборудованную проектором и стационарным презентационным оборудованием. Аудитория вызвала у меня небольшое недоумение по двум причинам. Во-первых, нельзя было полностью закрыть окна от солнечного света, т.к. вместо плотных чёрных штор там висели хиленькие жалюзи, из-за чего изображение на полотне с проектора получалось очень бледным. На это сетовал даже сам Лори. Во-вторых, размеры комнаты просто не могли вместить в себя большое количество народу, но когда все собрались и Кэмбелл начал свой рассказ, оказалось, что желающих собралось не так много как хотелось бы. Скромное количество расставленных стульев оказалось заполнено всего лишь на две трети. Странно, что в фотографической среде нашлось так мало людей, захотевших посетить мастер-класс признанного мэтра природной фотографии. Каждый год на конкурс "Золотая черепаха" присылается более двадцати тысяч фотографий. На различных отечественных фото-сайтах каждый день публикуются сотни фотографий на природную тему, на форумах постоянно мусолятся одни и те же темы по природной тематике, обобщающиеся вопросами "Что?" "Где?", "Как?" и "Чем?". А ведь все вопросы можно было задать в рамках одного лишь мастер-класса и получить исчерпывающие ответы профессионального фотографа дикой природы. И из громадного вихря отечественной фотоанималистики вырвалось всего около двадцати человек, которые, по всей видимости, хотят чему-то учится у мастеров, хотят что-то понять для себя, пытаются освоить следующую ступень на пути своего роста как фотографы-анималисты. Даже как-то неудобно стало перед Мастером.


Итак пришедшие расселись, зычный и представительный голос Александра Мяскова представил публике Лори Кэмбелла, ознаменовав тем самым начало "встречи с Мастером".
Лори Кэмпбелл родился в 1958 году в Бервике-на-Твиде. Рос в местах богатых живой природой. Благодаря хорошему воспитанию, Кэмпбелл трепетно относился к окружающим его живым существам. "Я собирал насекомых в коробочки", - признаётся он. Повзрослев, Лори стал выезжать в экспедиции загород с целью наблюдения за живой природой. Оставалось только взять в руки камеру, что дало бы ему возможность запечатлевать то, что он видит, а также делиться своим опытом с другими. Свои первые снимки Лори Кэмпбелл сделал в 1972 году и вскоре погрузился в мир природной фотографии с головой, сделав съёмку дикой природы своей профессией.
На данный момент является профессиональным фотографом-натуралистом в Шотландии. Автор нескольких фотоальбомов и множества статей для журналов "BBC Wildlife", "National Geographic", "GEO" и других. Трехкратный победитель номинаций на конкурсе "Wildlife photographer of the Year". Обладатель беспрецендентных 23-х наград на этом же конкурсе. Неоднократный член жюри данного соревнования. Обладатель звания "Человек - культурное достояние Шотландии". Фотограф, работающий в манере глубокого погружения в одном регионе. Автор фотобанка по природе Шотландии насчитывающем около 150 000 изображений. Член проекта "Wild-wonders of Europe". Член жюри конкурса "Золотая Черепаха 2009". Также в книжных магазинах нашей большой страны можно отыскать книгу Терри Хоула "Лучшие фотографы мира и их истории, оставшиеся за кадром" (ISBN 978-5-9561-0232-9). На страницах этой замечательной книги можно будет найти небольшую статью про Лори Кэмпбелла и его фотографии.

Иногда, посматривая новости Би.Би.Си., смотря фильмы на оригинальном языке, думал, что выступающий будет говорить быстро и при моём скромном знании английского языка, вся надежда будет только на переводчика. Я ошибся. В комнату вдруг полился спокойный, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой голос Мастера. Несмотря на то, что рядом с ним присутствовал профессиональный переводчик, речь Лори Кэмпбелла была понятна и так. Он неспешно строил фразы, давая переводчику время на осмысление русского варианта. Никуда не спешил, проговаривая слова чётко, аккуратно. Подстроившись под голоса фотографа и переводчика (хороший переводчик никогда не помешает) перенёсся в Чили на далёкий национальный парк Торрес дель Пайне.


Забегая вперёд, скажу, что выступление состояло из трёх больших презентаций, объединённых каждый своей темой.

Первой презентацией стал проект, посвящённый патагонской пуме в национальном парке Торрес дель Пайне, куда был направлен Лори по заданию от "Нешнл Джеографик Телевижн". Несмотря на то, что проект был выполнен 15 лет назад, рассказ о нём был очень интересным и эмоциональным. Перед заброской в парк была проведена предварительная подготовка. Были опрошены работники парка, но оказалось, что пум в Торрес дель Пайне никто не видел, но по определению они просто должны быть там.


Примерно через два месяца кропотливой работы биологам удалось таки разыскать пуму, которая устроила себе дом возле реки. Потом уже взялся за дело Кэмпбелл. Он оделся в одежду биолога, к которому животное успело привыкнуть, но пума сразу поняла, что за ней наблюдает незнакомец. Попытка "подружиться" с пумой в одежде предыдущего биолога провалилась, и фотографу ничего не оставалось, как также сидеть два месяца, пока пума не привыкнет к нему и перестанет обращать на него внимание.

Лори, не забывая о пуме, фотографировал окружающую природу Торрес дель Пайне, которая была не менее красива. При выступлении фотографии органично дополняли его рассказ, показывая нам не только ту самую пуму, но и характерные растения той местности, красивые ландшафты, и различных животных от обычных овец до экзотических южноамериканских верблюдов Гуанако.

Надо сказать, что первая часть была посвящена не только патагонской пуме и национальному парку Торрес дель Пайне, но и кропотливой работе биологов вместе с фотографом. Без опытных биологов Кэмпбеллу не удалось бы узнать пуму настолько, чтобы приблизиться к ней на довольно близкое расстояние и сфотографировать её. А биологи, в свою очередь, не смогли бы запечатлеть пуму так, как это сделал Лори, прекрасно знающий и любящий своё дело.

После Чили мы перенеслись в родную для фотографа Шотландию и послушали следующую презентацию про фотографирование местной флоры и фауны, которое является самым любимым делом Лори. Он фотографирует в своём саду и не стесняется рассказывать об этом, считая это важной частью творчества. Стоит отметить, что Лори Кэмпбелл также является активным "стоковым фотографом", содержит свой фотобанк по природным изображениям Шотландии. Поэтому фотографирование самых обыденных ландшафтов, представителей флоры и фауны в их среде обитания является для него не только любимым делом, но и в какой-то степени работой. И она начинается, не выходя из сада. Стрекозы, бабочки, мухи-журчалки, птицы, ежи, дикие шотландские кошки, барсуки, белки, и даже летучие мыши - это неполный список встреченных Лори в своём саду представителей животного царства. Он рассказал про систему скрадков и засидок, которые установлены в некоторых только ему известных местах.
Лори рассказал про фотографирование дельфинов на побережье, при этом отметил, что в том месте, где дельфины резвятся довольно близко к берегу, может собраться до трёхсот человек и практически все они являются фотографами. И порой снимать самих фотографов не менее интересно, чем дельфинов. Продемонстрировав фотографии с побережья, плавно перешли на серию фотографий о барсуках.

Заказ на фотографии для книги о барсуках, привёл Лори в шотландские леса. Ему пришла идея запечатлеть барсука во время входа в свою нору. Чтобы такой кадр стал возможным, пришлось основательно подготовиться: вырыть под деревом небольшой блиндаж, а с другой стороны притащить полую корягу. В коряге Лори набросал орехов, которые обязательно привлекут любопытных барсуков. Внутри расположил прозрачную перегородку. Барсуки не заставили себя долго ждать и постепенно обжили предложенное им укрытие. Они так привыкли к фотографу, что малыши (барсуков) даже лезли на знакомого фотографа, чтобы поиграть.
Так же поведал Мастер о снимках шотландских красных оленей, к которым приходилось долго красться, чтобы подойти на нужное для съёмки расстояние. Рассказ сопровождался показом фотографий. Вот на экране появилось небольшое стадо оленей на фоне снега, а Лори рассказывает, что тяжело было снять этот кадр, т.к. тёмные бока оленей и яркий белый цвет идущего снега создавали большую разницу в экспозиции. Приходилось высчитывать параметры съёмки вручную.
Участвовал Лори Кэмпбелл в проекте "по возвращению бобров в Шотландию". Некоторое время назад бобры были практически полностью истреблены человеком. Ради них был построен парк с искусственными каналами, в которых бобры, могли строить свои тихие заводи. Фотографируя этих животных, Автор хотел показать, что они не являются убийцами леса, а, наоборот, своеобразными санитарами, которые обновляют лесной массив. Из поваленного дерева постепенно появятся новые побеги, которые будут расти, и тянутся к солнцу.

Вдруг, Лори Кэмпбелл сказал, что выступление подошло к концу. Теперь настала очередь вопросов зала. В это время я подумал про себя: "Неужели это всё?". Почему-то показалась мало, но когда взглянул на часы, не поверил свои глазам, т.к. уже прошло более двух часов! Т.е. рассказ был такой увлекательный, что время пролетело совершенно незаметно. Ему задавали различные вопросы, просили рассказать про используемую технику. Отвечал охотно, с энтузиазмом.
Чуть позже его всё-таки уговорили показать ещё интересных фотографий, так сказать, "на бис". Он согласился и показал подборку фотографий снятых им за прошедший год. Особенно запомнились чайки, дерущиеся за кусок хлеба на улице. Показывая фотографии местных городских чаек, Лори поделился своим наблюдением, что большинство людей живёт в крупных городах и мегаполисах, и эти люди ничего не видят и ничего не замечают даже у себя под ногами, а потом смотрят на фотографии и не верят своим глазам.

Но вот мастер-класс подошел к концу. 3 часа пролетели очень быстро. Народ начал постепенно расходиться, Кэмпбелл с переводчицей собирали оборудование. Я же подошёл с Александру Мяскову и спросил про возможность показать портфолио, на что неожиданно получил положительный ответ. На первом этаже оказалось хорошее мини-кафе, где мы и устроились. Пододвинули побольше стульев. На моё счастье, Лори пришёл с переводчицей. Они заняли места, и публика сразу плотно окружила их. Улыбнувшись, Кэмпбелл спросил: "Any question?", повисло неловкое молчание. Каждый из присутствующих стеснялся что-то сказать, и вот наши смелые подводные фотографы первыми "ринулись в бой" и стали обсуждать с Мэтром съёмку фишаем. Беседа шла довольно бодро. Собравшиеся хорошо понимали английскую речь, и переводчица отлично справлялась со своим делом.
Настало время моих работ. Открыл папку, и робко положил один снимок на стол. Лори Кэмпбелл молчит. Я же думаю: "Неужели не понравилось?" Сижу, нервничаю. Тут переводчик рассеивает туман непонимания, объяснив, что если Мастер молчит, значит всё отлично - типичная национальная черта. Оцепенение с меня как-то спало, и следующие фотографии пошли спокойнее. В итоге, получил одобрение профессионального фотографа дикой природы, но самое главное услышал много полезных комментариев, советов. Интересно было увидеть как человек "видит", как понимает фотографию. После показа даже коленки тряслись.
Тогда взял в руки камеру и начал снимать репортаж и как-то сам собой успокоился, в это время мы прямо-таки все вместе, включая самого Лори Кэмпбелла, уговорили Надежду Муравьеву показать свои фотографии, которые специально взяла с собой. Уговоры подействовали, и стоило выложить одну фотографию на стол, остальные пошли следом, завязалось живое общение, обсуждение фотографий длилось довольно долго.

Напоследок Лори Кэмпбелл сказал, что очень удивлён, что такие превосходные снимки нигде не печатаются. На его родине с этим нет проблем, природные снимки нужны всегда и везде: будь то книги, очерки, марки, открытки и др. Был раздосадован тем, что в нашей громадной стране природная фотография практически не находит применения, оставаясь всего лишь увлечением небольшой группы людей, для которых живая природа не является пустым звуком. И, тем не менее, очень рад, что такие люди всё же есть.На этом встреча с Мастером подошла к концу. Надо сказать, мастер-класс состоялся на высоком уровне. Общение было очень плодотворным для обеих сторон. Считаю, что не только мы, слушатели, вынесли для себя нечто полезное, но и сам автор получил удовольствие от общения с такой интересной аудиторией. Только жалко, что народу было так мало, а также чувствовалось отсутствие микрофона, т.к. иногда переводчицу не было слышно.

На этом можно было закончить, если бы не одна деталь, без которой рассказ не будет полным. Это тема "макро" в европейской фотоанималистике. Лори Кэмпбелл снимает в жанре "макро" довольно активно. Он даже отметил, что всегда таскает с собой макро-объектив (Nikkor 200mm), т.к. сюжеты можно найти везде под ногами. Главное опустится на их уровень. Он демонстрировал работы, снятые в жанре "макро", не отделяя их как-то особенно от основных тем. Скорее дополняя их. Вообще в рассказах не было деления на жанры. Автор никогда не говорил, что вот это снято в жанре "портрет", а это в "репортажном жанре". Для Лори Кэмпбелла было всё едино и объединялось оно "темой". Например, тема патагонской пумы. Мы видим, как слайды меняются: ландшафты, пума вдалеке у воды, портрет пумы, а вот и лепесточек в росе, а вот мушка на цветочке, а потом овцы на пастбище - всё объединено общей темой - "съёмка патагонской пумы в национальном парке Торрес дель Пайне. Так же с темой барсуков или дельфинов. Фотографии равнозначны независимо от жанра, но подчиняются основной теме. В заключение хочется сказать, что касательно макрофотографии, то многие отечественные фотографы-анималисты, работающие в жанре "макро", легко могут составить конкуренцию европейским фотографам. Это нужно понимать и не стеснятся своих работ.


Благодарности:

  • Выражаю благодарность Союзу Фотографов Натуралистов. Без них встреча была бы невозможна.
  • Выражаю благодарность Дарвинскому музею за предоставленное помещение и аппаратуру для презентации.
  • Выражаю благодарность терпеливым работникам кафе, которые не гнали подозрительную группу людей с фотоаппаратами.

Используемая литература:

* В некоторых фотографиях к статье заведомо поднимал местный контраст, чтобы показать настоящие краски представленных на мастер-классе фотографий.

Canon 50D

Начитался про Кенон 50Д и хорошего и плохого. Одни говорят - супер быстрая машинка, другие - это регресс и непереспективная модель.
А что скажут проф. фотографы и продвинутые любители на 35-ом?

ЗЫ. Да, и понятно, что Canon 5d mark II круче, да и 1ds mark III тоже, а уж про средний формат вообще молчу. Мне что-то поприземлённее, в своём классе.
ЗЫ2. Сразу спасибо за советы и коментарии.
Теги: фотокамера, фотоаппарат, Canon 50D

Новость Однако ...

Вот смотрю в кандидаты на новеньких и есть там такой товарищ
bimboamarkhad (bimboamarkhad@rambler.ru)

Вторая ссылка на его фотографии меня очень удивила
http://www.photosight.ru/my/photos/
т.к. - это мои фотографии :)

Subscribe and get the best work 35PHOTO 1 time per week

You can always opt out of receiving the subscription one-click
Subscribe Now!     OR     Best in Telegram
Полезные ссылки:

Android app on Google Play
Photos on the map
About   |   Help   |   Other   |   Models
18+
Help correctly translate the site into your language. Write on which language you can help translate the site. valery@35photo.ru
Select language:
en   ru   uk   cn   fr   de   bg   es   pl   vi   nl   sk   it   id   th   tr   ko
- promotion
Design and programming by Kochergin Valery