50
followers
70
photo
105.6K
view photo
Portrait of a photographer (avatar) Григорий Пожванов (Gregory A. Pozhvanov)

Григорий Пожванов

— Resident 35PHOTO site
Журнал \

Мастер-класс по макрофотографии „Палитра весенней дубравы“

19 – 23 апреля 2013 (5 дней), заповедник „Белогорье“
Стоимость участия: 6400 руб. *
Количество участников: 6–10 человек
Свободных мест: см. на странице мастер-класса
Ведущие: Григорий Пожванов и Юлия Втюрина



Программа и подробная информация: www.pozhvanov.com/macro2013a

Для кого этот мастер-класс

Мастер-класс по макрофотографии ориентирован на фотографов, которые интересуются жизнью дикой природы и желают совершенствоваться в макросъёмке.


Чему вы научитесь

Вы увидите, как создавать действительно красивые макрофотографии, и узнаете, какая техника нужна для макросъёмки, а какую приобретать бесполезно.
Вы на практике разовьёте своё искусство макросъёмки, пользуясь естественным светом и учитывая погодные условия. Вы сможете обрабатывать макрофотографии, сохраняя и подчёркивая все нюансы света и цвета.
Вы пополните своё портфолио художественными и технически выверенными кадрами, снятыми в уникальном природном ландшафте.



ЗАБРОНИРОВАТЬ
место на мастер-классе

Место проведения мастер-класса

Мастер-класс по макрофотографии состоится с 19 по 23 апреля в заповеднике „Белогорье“, участок „Лес на Ворскле“. Уникальная экосистема нагорной дубравы на правом берегу Ворсклы охраняется с 1640 года, а с 1924 года находится в составе заповедника.
Наш мастер-класс состоится во время буйства первоцветов. В эти дни ещё не распустились листья на деревьях, а у их подножия уже раскинулся ковёр цветущих эфемероидов – пролеска, хохлатки, луки и другие виды. Вовсю летают пчёлы, шмели, первые бабочки, поют лесные птицы. Среди этой весенней сказки мы будем совершенствоваться в мастерстве макросъёмки. Многообразие биотопов в заповедной дубраве – великолепная возможность для поиска сюжетов, порадующих любого макрофотографа. Весной антропогенное влияние на заповедную экосистему минимально, что, с разрешения администрации, дало нам возможность проведения мастер-класса именно на базе заповедника „Белогорье“.

Заповедник Белогорье, Белгородская область Заповедник Белогорье, Белгородская область
Δ Лес на Ворскле, заповедник Белогорье на карте.

Ведущие: Григорий Пожванов и Юлия Втюрина

Григорий Пожванов – биолог, фотограф. Занимается макрофотографией флоры и съёмкой ландшафтов. В заповеднике „Белогорье“ с 2006 года и знает в заповедной дубраве если не каждое дерево, то точно все выигрышные точки и интересные места для съёмки растений и животных. Финалист конкурса фотографии дикой природы „Золотая черепаха“. Обучает макрофотографии и организует фото-экспедиции с единомышленниками.
Юлия Втюрина – фотограф природы, специализируется почти исключительно на художественной макрофотографии. Неоднократный победитель и лауреат конкурса фотографии дикой природы „Золотая черепаха“. Со своими творческими проектами работает в Валдайском национальном парке и в заказниках Ленинградской области. Также несколько раз бывала в заповеднике „Белогорье“.


Δ Григорий Пожванов проводит студийный мастер-класс по макрофотографии (2012 г.)


Контакты

Григорий Пожванов: +7 921 401-02-04 (СПб), +7 920 555-04-06 (Белгород), вконтакте, facebook, gregory@pozhvanov.com – орг.вопросы, любые вопросы по мастер-классу
Юлия Втюрина: +7 921 884-59-91 (СПб), вконтакте, facebook
Страница встречи вконтакте: vk.com/macro_class

ЗАБРОНИРОВАТЬ
место на мастер-классе


Мы также организуем в Санкт-Петербурге один или два мастер-класса по макрофотографии с практикой на природе (май – июнь 2013 г.) – запишитесь, чтобы быть в курсе.

Теги: макро мастер-класс растения насекомые заповедник Белогорье дубрава весна лес Ворскла

Что такое пейзаж? | перевод статьи Вима ван Велзена

С любезного разрешения голландского фотографа Вима ван Велзена публикую перевод на русский язык его статьи "Что такое пейзаж?"
Original article: What is Landscape? – © Wim van Velzen, March 2003.
All further photographs are copyrighted by Wim van Velzen and reproduced with his kind permission.
Оригинал перевода: http://blog.pozhvanov.com/2011/09/what-is-landscape_by_wim-van-velzen.html

Что такое пейзаж?
размышления от лица фотографа


Glen of Imail: Lugnaquilla mountain. Июль 2002, около полудня.

Пейзаж – жанр, любимый многими фотографами. Даже люди, которые не сочли бы себя фотографами, берут камеру с собой на прогулку или хотя бы в отпуск. Пейзаж часто красив, довольно легкодоступен и постоянно меняется в течение дня и года.

Но что такое 'пейзаж'? И почему люди делают его фотографии и вешают их на стену? Этим вопросам и хотелось бы посвятить статью.

Заранее оговорю: все комментарии, которые делаются о 'культуре', 'почему люди фотографируют' и т.д. являются грубыми обобщениями. Этого не избежать во введении такого плана.

Что такое пейзаж?

Пейзаж1 можно описать как комбинацию геологических, биологических и культурно-исторических элементов, объединённых в конкретном пространстве в единую перспективу. Другими словами: пространство, ограниченное горизонтом2.

Это определение показывает, что пейзаж, в противоположность, например, биологическому ареалу или административному округу, – визуальное понятие. Это зрительно воспринимаемое пространство3.
Пейзаж не ограничивается природной средой растений и животных. Человеческая деятельность и её последствия, следует подчеркнуть, часть большинства пейзажей.

Является ли город также частью пейзажа? Вследствие определения – да, но обычно считается наоборот. Мне кажется, это происходит из-за отсутствия настоящего горизонта – в застроенных территориях он всегда заслонён зданиями. Поскольку в фотографии пейзаж и уличная съёмка – разные жанры, оставим город за рамками этой статьи.


Пространство и время

Как было отмечено, пейзаж – визуальное понятие. В пейзаже речь идёт не только о пространстве, но также и о времени – вы можете воспринимать лишь данный момент. (Сравните это с 'округом' – понятием пространственным и административным, но не категорией времени.)

Из этого следует, что погода по определению является частью пейзажа. Пейзаж никогда не существует отдельно от погоды, несмотря на её переменчивость. Это зима, весна, лето или осень.
Погода и время – непременные составляющие пейзажа. Иначе говоря, пейзаж никогда не существует вне конкретного света и конкретного момента. Время года тоже имеет значение, достаточно взглянуть на цвета, высоту солнца, и деятельность обитателей пейзажа.

Почему фотография?

В истории пейзаж как жанр искусства получал то большее признание, то меньшее. В некоторые периоды, например в эпоху Ренессанса и в XVII веке в Нидерландах, многочисленные художники писали пейзажи, тогда как в средневековье этот жанр не играл никакой роли. После классицизма век романтизма снова вынес пейзаж на передний план. За прошедшее столетие популярность пейзажа опять уменьшилась. Вдобавок, за века значительно сместились акценты – в романтизме пейзаж ценили по другим причинам, чем работы таких голландских живописцев, как Вермеер или Рейсдал.

То, каким образом играет (или не играет) свою роль пейзаж, во многом зависит от того, как в рамках конкретной культуры он понимается. Воспринимается ли пейзаж как противоположность культуре, или же как необходимый контр-баланс? Или, может быть, он вообще не осознаётся? Очерк ниже будет краток, однако фотографам тоже важно знать немного историю пейзажного жанра.



Вообще говоря, человек стремится обзавестись своим окружением. Будучи охотником-собирателем, он не оказывал сколько-нибудь значительного влияния на свою среду, зато всецело зависел от неё. Это отношение к овладению средой менялось, когда человек начал заниматься земледелием и скотоводством. Он уже не только жил в неком ландшафте, но и во многом его формировал. Природа была союзником и врагом в одном лице, поскольку человек был зависим от плодородия земли, дождя и солнца. В настоящее время люди селятся в городах чаще, чем живут и работают в природном ландшафте, но они хорошо представляют его себе. И если человек уже не является автоматически частью того пейзажа, он может созерцать его будто в первый раз. Поэтому в ренессансе пейзаж получает свою нишу в искусстве.

Воспринимается ландшафт совершенно по-разному. С одной стороны, есть интерес учёных, которые хотят открывать и изучать новые миры. С другой стороны, путешественники (и их демократическое производное – туристы) жаждут тишины, красоты и восхищения. По-разному ценились природа и ландшафт в разное время: от потенциала для освоения до возможности сбежать из оживлённого и постоянно меняющегося места, что зовётся городом.


Cliffs of Moher: eastside. Июль 2002.

Такой спектр подходов ясно просматривается и в фотографии. Она отображает мир, так сказать, публикует пейзаж и делает его доступным каждому. В то же время фотографы искали и подчёркивали загадочность неизведанных ландшафтов. Хотя (или потому что) фотография кажется объективной, она обладает силой убеждения. В изображениях райских пляжей или диких гор она предлагает контр-баланс обыденной серости жизни.

Именно это подводит нас к парадоксу пейзажной фотографии. Она представляет мир документально и в деталях, но в то же время предлагает укрытие для тех, кто хотел бы спрятаться от своей реальности.
Однако хотя бы одно остаётся справедливым: сегодня люди уже не имеют прямой связи с ландшафтом, в котором находятся. Они живут и работают в городе. В то же время они лучше, чем когда-либо, представляют себе (что не значит "понимают") ландшафт, представляют, сколько же в мире существует бесчисленных уголков, красивых и убогих, устрашающих и умиротворяющих, которые, к тому же, можно все посетить.


Удивительные пейзажи

В сельском обществе некоторые пейзажи более приятны глазу среди многих других – плодородие и климат здесь имеют большое значение. Природа признаётся только тогда, когда более не угрожает человеку. Поэтому до эпохи романтизма люди не начали ещё лазать по горам, а до середины двадцатого века не понимали своеобразную красоту водно-болотных угодий. Сегодня эти пейзажи ценятся как полная противоположность урбанистической среде – нетронутые и почти без следов человека.
В рамках такого представления некоторые пейзажи имеют нечто особенное, интригующее и волшебное для большинства людей – например, водопады и скалы, островки и побережье с прибоем и приливом, а ещё места, связанные с нашими предками: замки и мегалиты.
Эти особенные места имеют общую черту – они на границе моря и суши, между 'сейчас' и 'тогда', между природой и человеком. И так не только с местами: особенные моменты случаются между днём и ночью, между солнцем и ненастьем.

Мне кажется, людей привлекают эти границы места и времени. И это часто происходит в литературе: сколько поэм и рассказов посвящено старчеству и смерти!
В таких пограничных состояниях, моментах перехода и местах противостояния, символическое значение пейзажа очень велико и стремится к старейшим и вечным вопросам человечества: рождению, взрослению, любви и ненависти, успеху и провалу, и, в конечном счёте, гибели.


Освоение и описание

Человечество очень сильно повлияло на ландшафт, однако, в разной степени в зависимости от страны и места. В Нидерландах вообще нет ни одной территории, на которую не воздействовал бы человек, даже в Ваддензе (Ваттовое море). В Европе нужно забраться высоко в горы, отправиться на север Скандинавии или на какие-нибудь маленькие острова, чтобы увидеть нетронутый пейзаж. В других частях света всё может быть не так. В то время как человек покорял Землю, использовал и засорял её неимоверно быстро, кое-где остались большие территории, скажем, в Австралии или США, относительно хорошо оберегаемые, где можно увидеть настоящие пейзажи. Хотя туризм и загрязнение приходят и туда.

Тот факт, что европейские пейзажи претерпели значительное воздействие человека, приводит к расхождению между большинством фотографов природы и пейзажей в Европе и фотографами из США или Австралии. В этих странах у пейзажной фотографии всё ещё есть элемент первооткрытия новых территорий, где ещё не ступала нога человека, хотя на самом деле бесчисленное множество фотографов уже побывало там до вас. Здесь пейзаж остаётся выражением неизведанности. Каньон Антилопы, Йосемити, Айерс Рок и другие стали символами незыблемой природы и в то же время бесконечных возможностей, дарованных человеку.



Пейзаж в Европе – это почти по определению фотография культурного ландшафта. У него своё очарование с этими каменными сооружениями, старыми замками, фермерскими домиками. Но всё равно это пейзаж, на который повлиял человек. Здесь фотография всегда будет представлять уже хорошо знакомый нам мир.
В Европе пейзажная фотография не носит такого знакового характера, как, скажем, в Соединённых Штатах. Здесь фотография – не образ открытого будущего, но скорее отражение богатого прошлого и сложных взаимоотношений.
Должен заметить, что многие фотографы считают шотландские ландшафты или западноевропейские леса не были тронуты человеком. Но это совсем не так (см. статью о Предыстории шотландских и ирландских пейзажей, англ.)

Замечание: ни в коем случае не хочу утверждать превосходство той или иной фотографической традиции! Они описываются в статье в самом общем виде, но выражают различия в Американской и Европейской пейзажной фотографии, как я вижу их. Прочитать больше о двух разных подходах к пейзажной фотографии можно в статье Впечатляющее небо (англ.)

1 Английское слово 'пейзаж' – 'landscape' – происходит от голландского 'landschap' из голландской школы живописи XVII века. В голландском оно используется для обозначения 'области страны', но художники заимствовали его для обозначения жанра живописи.
 
2 Конечно, горизонт – не всегда видимая часть пейзажной фотографии, особенно когда это съёмка какой-либо малой части ландшафта (см. также статью о фокусном расстоянии, на английском).
 
3 Спорно, но запах и звук тоже можно трактовать как часть пейзажа, заключая в нём, таким образом, все ощущения.

Много мыслей для этой статьи было позаимствовано из чрезвычайно любопытной книги Filosofie van het landschap, написанной Ton Lemaire (Bilthoven, the Netherlands, 1970).

Благодарю всех, кто оставил комментарии к статье и заставил снова задуматься над этой темой. Благодаря Вам добавлены два отступления и некоторые размышления в сносках (Wim van Velzen).

Перевод: © Григорий Пожванов, 2011.
Копирование без согласия автора статьи и автора перевода не разрешается.
Теги: пейзаж философия размышление фотография стиль направление творчество Америка Европа Голландия Нидерланды Ваддензе история жанр

Полевая макрофотография растений: техника для съёмки флоры на природе

В этой статье я расскажу о тех технических моментах и подходе к макросъёмке растений в дикой природе, которые считаю важными. На съёмке в Лехмалахти сложился кадр, который поясняет, как можно фотографировать макро в полевых условиях.
 

Оборудование для макросъёмки растений: фотокамера Canon EOS 40D, длиннофокусный макрообъектив Sigma 150 mm f/2.8 Macro EX DG HSM для Canon, штатив Manfrotto 190 XProB, шаровая штативная голова Manfrotto 488RC4, фокусировочные рельсы Manfrotto 454, угловой видоискатель Pentacon, проводной пульт Canon TC80-N3, рефлектор Matin с алюминиевым держателем. В кадр не попали резиновые сапоги, пинцет и хорошее настроение :)
 
План статьи
фотоаппарат и объективштатив, голова и рельсыугловой видоискатель и пультаксессуары для работы со светомработа с фоном: пинцет и ножницысъёмка с уровня земли: философский и технический аспект 
 


Фотоаппарат: Canon EOS 40D (3 года как снят с производства). Класс зеркальной фотокамеры не имеет большого значения. Главное, чтобы была возможность предварительного поднятия зеркала и желательно режим LiveView для точной ручной фокусировки. Всё это есть практически в любой современной зеркалке. 
 
 
Кадры, снятые макрообъективами Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM (1,2) и Sigma 150 mm f/2.8 Macro EX DG HSM (3). При съёмке растений можно свободно выбирать между тем, какой макрообъектив использовать. Фотографируя насекомых, лучше брать длиннофокусную оптику с большим рабочим отрезком, чтобы не беспокоить животное.
На фото: цветок безвременника, Crocus autumnale (ISO 100, f/5, 1.3", 60 mm); цветок тюльпана (ISO 100, f/11, 2", 60 mm); бабочка с прозрачными крыльями из сем. Heliconidae (ISO 500, f/5.6, 1/30", 150 mm).

 
Макрообъектив: Sigma 150 mm f/2.8 Macro EX DG HSM. Это один из самых удачных объективов для макросъёмки при такой цене. Пока что я не нашёл у него недостатков.
Будучи длиннофокусным объективом, Sigma 150 mm позволяет создавать красивый эффектно размытый фон и имеет достаточный рабочий отрезок, чтобы не пугать насекомых. У объектива есть своё штативное крепление, что очень удобно при съёмке: легко сменить формат кадра с горизонтального на вертикальный, не отвлекаясь от сюжета. Центр кадра после поворота остаётся на том же месте, чего не бывает, когда на штативе закреплен сам фотоаппарат.
Однако для некоторых сюжетов, мне кажется, больше подходит короткофокусный макрообъектив вроде Canon EF-S 60 mm f/2.8 Macro USM. Это тоже очень хороший объектив, особенно для начинающих фотографировать макро. Угол его обзора шире, чем у Sigma 150 mm, и почти совпадает с охватом внимательного взгляда невооружённого глаза. Поэтому фотографии, снятые им, кажутся естественнее и ближе, как если бы зритель опустился на колени и пристально рассматривал макрообъекты вблизи. У Sigma 150 mm кадры получаются с выраженной узкоугольной перспективой.
 

Может показаться, что для съёмки флоры годится только макрообъектив. Однако ультраширокоугольник – подходящая оптика, чтобы показать растение в контексте сообщества.
На фото: камнеломка Saxifraga в Хибинах на фоне отрогов горы Кукисвумчорр (ISO 100, f/9, 1/200", 15 mm); цветение купальницы в Стенках-Изгорьях, заповедник Белогорье (ISO 200, f/9, 1/50", 11 mm).
Тех.: Canon EOS 40D, Canon EF-S 10-22 mm f/2.5-4.5 USM, штатив, угловой видоискатель, пульт.

 


Штатив: Manfrotto 190XProB. Это устойчивый алюминиевый штатив профессионального класса, при этом достаточно лёгкий. Его ноги поворачиваются под разными углами к поверхности земли, так что штатив можно поставить в любом месте и даже плашмя. Центральная штанга поворачивается горизонтально и выносит точку крепления фотоаппарата в сторону. Это полезно при съёмке на склоне или на уровне земли. Есть у штатива и недостатки: со временем механизм крепления центральной колонны чуть-чуть люфтит. Но эта модель всё равно популярна и по-прежнему производится.
 
Штативная голова: Manfrotto 488RC4 (шаровая). Имеет расчётную грузоподъёмность 8 кг, что достаточно для макрофотографии. Трёхосевые головы мне не нравятся: рукоятки торчат во все стороны, а мозги думают, какую из них крутить, вместо того, чтобы работать с композицией. С шаровой всё просто: отпустил шарнир, поменял положение фотокамеры и затянул обратно. Manfrotto 488 — не самая лучшая, если есть возможность, стоит обзавестись Markins M20, которая ещё очень хороша для тяжёлых супертелевиков.
 

В макросъёмке композиция и смысловые акценты в кадре очень сильно зависят от масштаба и расстояния от объектива до объекта. Сравните два кадра одного масштаба, снятые с одного ракурса. Свободно менять расстояние до объекта можно с помощью фокусировочных рельсов. На фото: седмичник европейский, Trientalis europaea (ISO 250, f/3.5, 1/40", 150 mm).
 
Фокусировочные рельсы: Manfrotto 454 Micro Positioning Plate. Фокусировочные рельсы нужны, чтобы аккуратно менять расстояние до объекта съёмки (т.е. масштаб сцены), сохранив ракурс. В макро композиция может кардинально поменяться со сдвигом камеры всего на несколько миллиметров к объекту или от него. Опять же, эти макрорельсы не идеальные. Неудобно, что винты, регулирующие сдвиг рельсов, расположены на торцах конструкции. Гораздо разумнее устроены рельсы Novoflex: там винты сбоку.
 


Угловой видоискатель: Pentacon/Praktica. Нужен для съёмки с уровня земли. Конечно, можно (и нужно) снимать лёжа, но кое-где лечь не получится (болото), иначе всё лицо будет в грязи. Есть угловой видоискатель от Canon, и у него даже имеется возможность увеличения. Но для фокусировки это не очень удобно (с помощью LiveView — точнее). Угловой видоискатель Pentacon проектировался для 35 мм плёночных камер, но после апгрейда напильником и плоскогубцами прекрасно садится и на Canon EOS 40D, и на полнокадровый 5D MarkII. Его достоинства — надёжная сборка в металлическом корпусе, бленда лучше по сравнению с кэноновской, и он более светлый. Разумеется, угловой видоискатель вращается относительно точки крепления на 180° для вертикальных или наклонных снимков.
 
Проводной пульт: Canon TC80-N3. Годится фирменный и любой Noname brand. Здесь всё просто: на пульте есть замыкатель контакта (аналог кнопки спуска) и программируемый во всевозможных режимах таймер. Первый полезен при съёмке со штатива: в восторге от появления в кадре долгожданной бабочки вы не испортите кадр, рьяно нажав на спуск. В отличие от всяческих радиопультов проводной работает мгновенно (со скоростью света), но радиус его действия ограничен длиной шнура. Пока Вы ждёте 2 секунды с радиопультом, в кадре может произойти множество событий, начиная от расфокусировки из-за дуновения ветра и заканчивая отлётом Вашего крылатого объекта. При съёмке с предварительным поднятием зеркала удобно подготовить кадр, ждать благоприятной ситуации, глядя поверх объектива, и моментально снять чёткое фото при первой же возможности.
Кроме того, у проводного пульта есть режимы съёмки с контролируемым интервалом, числом кадров, задержкой перед съёмкой и выдержкой. На камере можно выставлять выдержки с шагом 1/3 E.V. до 30 с. Всё, что дольше, снимается в режиме Bulb, в котором нужно либо всё время держать кнопку спуска пальцем (и сотрясать фотокамеру), либо устанавливать выдержку на пульте в часах, минутах и секундах. Все четыре режима можно комбинировать как угодно. Например, поставить задержку на час (как раз стемнеет) и лечь спать, а в это время фотоаппарат снимет Вам звёздное небо с полуторачасовой выдержкой. Хотя все эти опции полезны в первую очередь пейзажисту, для макросъёмки пригодится интервальный режим (цейтраферный).
 


Использование рассеивателя в яркую солнечную погоду позволяет получить сочную картинку с высокой цветовой насыщенностью без резких теней и пересвеченных участков. На фото: росянка круглолистная, Drosera rotundifolia.
Тех.: Canon EOS 40D, Sigma 150 mm f/2.8 Macro EX DG HSM, штатив, макрорельсы, диффузор, рефлектор, пульт (ISO 250, f/10, 1/80").

 
Аксессуары: рефлекторы и диффузоры. Они нужны для работы со светом. Рефлектор используется для подсветки затемнённых участков объекта отражённым светом. Сначала у меня был супербюджетный самодельный рефлектор — заламинированный "бутерброд" из белой бумаги и фольги. Потом купил более удобный белый/серебристый отражатель Matin. Такие лучше всего годятся для макросъёмки. Можно ещё использовать золотистые, но они часто дают слишком тёплые оттенки. Чтобы не держать рефлекторы руками, я сделал специальные держатели из косо срезанной алюминиевой трубки с закреплённым на ней канцелярским зажимом для бумаг.
Диффузор нужен, чтобы ослабить и рассеять жёсткий дневной солнечный свет. Получается эффект освещения софтбоксом. На ярком солнце с диффузором можно делать фотографии с высокой цветовой насыщенностью и одновременно мягким освещением.
 
Работа с фоном: пинцет и ножницы. Чтобы получить красивый фон на фотографии, одного длиннофокусного макрообъектива мало. Нужно ещё подобрать такой ракурс, задний и передний план, которые при размытии дадут приятную картинку. Нарушающие гармонию фона элементы можно убрать, вытащив пинцетом или срезав ножницами, только если это не редкие или охраняемые виды растений.
 

Снимая растения с уровня земли, Вы можете свободно трактовать сюжет и проводить аналогии между микромиром и миром, соразмерным людям. Формы лишайников и мхов напоминают деревья, пальмы, а их группы – рощицы и чащобы. На фото: макропейзаж с мхом кукушкин лён и лишайниками Stereocaulon.
Тех.: Canon EOS 40D, Sigma 150 mm f/2.8 Macro EX DG HSM, штатив, макрорельсы, диффузор, рефлектор, пульт (ISO 100, f/4, 1/80").

 

Съёмка с уровня земли.
Философский аспект: равенство или снисхождение?
Небольшие размеры объектов для макросъёмки дают фотографу свободу выбора ракурса. Какой Вы помните росянку? Маленькой липкой штуковиной красного цвета и невнятной формы? А лишайник для Вас — невзрачный серый покров на почве или целые дебри в миниатюре? Всё зависит от взаимоотношений с маленьким существом. Если опуститься на его уровень, сесть на корточки или вовсе лечь на землю, удастся взглянуть на мир совсем с другой точки зрения — с позиции интересных Вам растений или животных. Ставя себя на место макрообъектов, раскрывая пространство их размерности, Вы провоцируете зрителя сопереживать Вашему сюжету и уважать неведомый ему мир.
Кстати, почему детские фотокарточки, сделанные родителями, часто так однообразны? Запрокинутая голова ребёнка крупным планом, руки и ноги, уменьшаясь, уходят куда-то вниз. Та же причина: просто родителю лень было что-то придумывать, а уж тем более опуститься на колени.
 

Фотографируя сверху (2), Вы не можете отодвинуть задний план дальше уровня земли, поэтому расстояние от плоскости фокуса до объектов фона x более или менее постоянно. При съёмке с уровня земли (1) фотограф может убрать мешающие элементы вне фокуса или "отодвинуть" их на расстояние большее по сравнению с вариантом съёмки сверху (2).
 
Технический аспект: ракурс и фон.
Снимая растения сверху, фотограф ограничен в выборе фона. Им становятся листья соседних растений, растрескавшаяся земля, или (зачастую хуже всего) переплетение светлых стеблей и листьев прошлогодней травы. Всё это находится недалеко от плоскости фокуса и в кадре не размывается в достаточной степени. Фотографируя с уровня земли, можно гораздо свободнее работать и с передним, и с задним планом на произвольном расстоянии от предмета. В общем случае так получится сделать более интересный кадр с красивым однородным фоном. Поскольку обычно растения растут вверх, снимая с уровня земли, можно делать акцент на вертикальных структурах: стеблях и цветоносах растений, слоевищах лишайников, ножках плодовых тел грибов.
При этом нельзя совсем отвергать съёмку сверху — это отличный способ запечатлеть узоры мхов и накипных лишайников.
 

Съёмка сверху – подходящая техника для фотографирования узоров, текстур на почве и камнях.
На фото: мох Hylocomium splendens (ISO 250, f/10, 1/20", 150 mm) и лишайники на граните в Карелии (ISO 200, f/7.1, 1/30", 35 mm).

 

HTML Оригинал статьи в блоге Григория Пожвановаwww.pozhvanov.com

PDF Загрузить статью в PDF (8.91 Mb)
Теги: макро флора техника фотография растение цветы мох лишайник штатив объектив отражатель рефлектор угловой видоискатель макрорельсы рельсы тросик пульт бокэ размытие фон глубина резкости грип

Как оптимизировать скорость Lightroom



Задумывались ли Вы, как ускорить работу Adobe Photoshop Lightroom и увеличить производительность? Да, лайтрум – прекрасная программа для профессиональной работы с фото, но иногда она не столь быстра, как хотелось бы. Как оптимизировать Adobe Photoshop Lightroom?
Можно поставить в систему SSD – отличный, но дорогой вариант. Ниже я покажу, как это сделать бесплатно.


Погуглив статьи по этой теме, Вы в основном найдёте советы по поводу a) изменения настроек кэша Adobe Camera RAW и б) отключения автоматического создания .XMP файлов. Лично я это делать не люблю: в случае сбоя с каталогом Lightroom Вы теряете всю работу по обработке RAW-файлов. (Да, эти .XMP файлы можно сохранить на диск вручную из Lightroom, но будете ли Вы об этом помнить?)

Так что предлагаю другой метод. Идея проста: отключить некоторые не нужные Вам в работе модули (плагины) Lightroom, и программа будет запускаться и работать ощутимо быстрее.

Архитектура программы Adobe Photoshop Lightroom такова, что функциональные блоки сохранены в виде отдельных файлов в папке программы. Вы решаете, какие модули отключить:

AdobeHelpClient.lrmodule - справка Lightroom. Редко нужен, имеется только в версии для Mac OS X.
Develop.lrmodule - один из основных модулей. Отключать не следует.
Import.lrmodule - используется для пополнения каталога новыми фотографиями. Отключать не следует.
MultipleMonitor.lrmodule - модуль отвечает за работу многомониторной конфигурации. Если Вы не из тех счастливчиков, которые работают с двумя мониторами, можете отключать.
Print.lrmodule - поддержка печати. Я почти никогда не печатаю фото дома, только в профессиональной лаборатории.
Slideshow.lrmodule - позволяет Вам показывать слайдшоу. Если это нужно только время от времени, можно отключить. * Имейте в виду, что этот модуль каким-то образом нужен для работы в мультимониторной конфигурации.
Web.lrmodule - используется для создания веб-галерей. Можете отключить, если в основном работаете над сортировкой и обработкой фото.
Версия для Windows ещё включает Gallery.lrmodule. Отключать не советую.

Я отключаю AdobeHelpClient, Print и Slideshow.



Как это сделать?

(Mac OS X)

(MS Windows XP / Vista / 7)

Теперь Вы видите меньше активных модулей в правой верхней части окна программы лайтрум. Пакет запускается и работает быстрее, а также использует меньше оперативной памяти.


© Григорий Пожванов, 2010.





Копирование возможно при условии установки ссылки на оригинал статьи:
http://pozhvanov.blogspot.com/2010/03/how-to-increase-lightroom-2-performance.html
или цитирования этой страницы.
Теги: RAW Lightroom скорость производительность настройка софт конвертер ПО pro.photo RAW-Converter ACR Adobe Camera RAW digital workflow

Хибины в Полярный день

Горы Хибины уверенно можно назвать краем не только каменным, но и водным. Вода повсюду, от вершин и плато до рек, разнообразных водопадов и проточных озёр-болот. Космос Заполярья. Озеро Академическое, полночь полярного дня. Панорама из 11 кадров.
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Cokin 121M, remote switch, tripod.
Впервые увидев настоящий водопад в Хибинах, я понял, что это будет моей любимой темой здесь: водопады в контексте пейзажа, струи воды, брызги и ручейки. Самыми красивыми водопады выглядят осенью, но в полярный день мы поехали, чтобы посмотреть, как это ощущается, когда солнце не заходит, и как при этом можно фотографировать. И действительно, в полярный день наиболее выигрышное время для съёмки воды – ночь. В долинах солнце напрямую не светит, оставаясь в тени гор, и освещение получается очень мягкое, рассеянное и неяркое. Разумеется, при этом удобно снимать со штатива на долгих выдержках, получая гладкий рисунок струек и потоков воды. Волшебность картины дополняется холодным светом, когда вода не жёстко-белая, как днём, а в оттенках голубого, и к тому же хвоя елей вокруг выглядит более пушисто при ночном освещении. Вуомменкучеськеунес – Широкий Красивый водопад в долине Северного Касканюнйока.
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Marumi DHG Polarizer, remote switch, tripod.
Водопады в Хибинах разные, с индивидуальностью: грохочущий водопад на Рисйоке с двумя большими уступами и двумя ваннами, который посещают чаще всего; впечатляющий 100-метровый каскад на ручье в верхнем течении Тульйока, разветвляющийся дихотомически в нижней части; суровый уступ на Южном Касканюнйоке в двух километрах от озера Академического; милые ручейки, впадающие в Северный Касканюнйок; каскады водопадов на больших высотах Партомчорра, где ветер дует так, что порой забрасывает всю стекающую воду обратно наверх. На топокартах водопады никак не обозначены, в отличие от рек, ручьёв, озёр и гор, имевших значение для Саамов. Но водопады так интересны, что, мне кажется, следует давать им названия согласно местной топонимике. Каскад водопадов в долине Тульйока.
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Cokin 121M, remote switch, tripod.
Высокий Бурный водопад на склоне горы Партомчорр.
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Cokin 121M, remote switch, tripod.
Но до водопадов добрались мы не сразу. Сначало нужно было попасть в долину Тульйока. Со стороны Кировска для этого возможны два способа, один – через рудник и Ворткеуайв, а второй, покруче и чуть подлиннее, через перевал Безымянный. Мы выбрали второй способ, потому что не хотели ходить по карьерам, где добывают апатиты, и по пути ещё посмотреть на Кукисвумчорр. По автомобильной дороге можно легко доехать до песчаного карьера, а дальше подниматься на восток к перевалу. Мы были готовы к холодной погоде, но не ожидали такого количества снега уже во второй половине июня. Подъём в верхней части был в основном по снегу, а с восточной стороны склон был в снегу абсолютно весь, и мы съезжали на ногах, притормаживая палками, примерно 400 метров по высоте. Только внизу на относительно ровном участке, где лежит огромная каменная глыба с отколовшейся четвертинкой, стали появляться незаснеженные лишайники. Перевал Безымянный: лето в этом году выдалось солнечное, малоснежное. Справа: вид на склоны Кукисвумчорра и Сев. Ворткеуайва со стороны верховий Тульйока.
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Cokin 121M, remote switch, tripod.
В долине Тульйока мы на пару ночей остановились, ходили на водопады, проточные озёра, подобные тем, что в долине Касканюнйока. Только здесь с озёр открываются красивые виды в сторону Умбозера и Ловозёрских тундр. Потом сходили на разведку на Академическое, чтобы с рюкзаками не пробиваться понапрасну сквозь сугробы. Оказалось, что озеро освободилось ото льда лишь на восьмую часть, вокруг было холодно, никаких растений, только мхи и голые камни. Но над озером висела звенящая тишина, вода была гладкой, и ощущение сказочности дополнялось идеальным отражением заснеженного цирка на склоне Кукисвумчорра в оттаявшей части озера. На Академическом во второй вечер было такое же тихое состояние, что накануне, и на следующий день немного потеплело. Недалеко от палатки кулики высиживали четыре яйца, и убедительно изображали манёвр "отвлечение от гнезда", когда кто-то из нас отходил от лагеря почистить зубы к месту стока воды из озера. Находясь на Академическом сложно не слазить на Кукисвумчорр, побродить по арктической пустыне на плато, посмотреть на Ловозёры и гряду Пачвумчорр. Кроме того, на южных склонах Кукисвумчорра в прямой видимости оказывается вышка Мегафона, можно позвонить и посмотреть электронную почту :) Пачвумчорр, Юдычвумчорр, Путеличорр. Одним словом, добро пожаловать в Мордор!
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Cokin 121M, remote switch, tripod.
Вид на озеро Академическое, гору Тульйок и Ловозёрские тундры от края цирка. Впереди за подушками лишайников – двухсотметровая стенка цирка, после которой идёт пологий спуск к замерзшему озеру.
Tech.: Canon EOS 40D, EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, Cokin 121M, remote switch, tripod.
Водопад на Южном Касканюнйоке, вид на Ловозёрские тундры со склонов Кукисвумчорра.
Tech.: Canon EOS 40D, EF 17-40 f/4L USM / EF-S 60mm f/2.8 Macro USM, remote switch, tripod.
Ещё о Хибинах: Хибины в золотую осень, альбом Заполярье.
Теги: Хибины горы заполярье тундра плато водопад Кукисвумчорр Академическое Тульйок Рисйок Кунийок

Subscribe and get the best work 35PHOTO 1 time per week

You can always opt out of receiving the subscription one-click
Subscribe Now!     OR     Best in Telegram
Полезные ссылки:

Android app on Google Play
Photos on the map
About   |   Help   |   Other   |   Models
18+
Select language:
en   ru   uk   cn   fr   de   bg   es   pl   vi   nl   sk   it   id   th   tr   ko
- promotion
Design and programming by Kochergin Valery